next up previous contents
След.: Алкоголизм и антиалкогольная политика Выше: Алкоголизм как социальное явление Пред.: Основные причины отдельных проявлений   Содержание

Становление и развитие антиалкогольной политики Советского государства

Советское правительство с первых лет своего существования вело последовательную и целенаправленную борьбу с пережитками капитализма, в том числе и с проявлениями алкоголизма. Известно, что в связи с открытием свободной государственной и кооперативной торгов ли спиртными напитками (постановлениями ЦИК и СНК СССР от 3 декабря 1924 г.19 и 28 августа 1925 г.20) были изданы правительственные постановления и ведомственные инструкции и приказы, предусматривающие систему мероприятий по борьбе с алкоголизмом.

В частности, 11 сентября 1926 г. СНК РСФСР издал декрет «О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом»21, предписывающий Наркомздраву РСФСР усилить систематическое изучение вопросов алкоголизма и дело организации лечения алкоголиков, а также вытрезвления лиц, появляющихся в публичных местах в состоянии опьянения. Кроме того, декрет поручал Наркомздраву и Наркомпросу при участии ВЦСПС усилить антиалкогольную пропаганду и предусматривал конкретные меры по ее организации.

7 апреля 1927 г. во исполнение указанного выше декрета НКЮ, Наркомздрав и НКВД издали Инструкцию о принудительном лечении лиц, представляющих опасность для окружающих и не желающих подвергаться соответствующему лечению22.

Согласно постановлению СНК СССР от 7 августа 1928 г.23 Госплану СССР и Наркомфину СССР было поручено в шестимесячный срок разработать и внести в СНК СССР соответствующий доклад о системе мероприятий по замене в едином государственном бюджете СССР доходов от производства и продажи спиртных напитков другими доходами с указанием последовательности проведения этих мероприятий. В этом постановлении перед ЦСУ СССР ставился вопрос о разработке системы учета как прямых расходов государства в связи с алкоголизмом (расходы по социальному страхованию, лечению алкоголиков и т. п.), так и косвенных убытков, которые терпит народное хозяйство от алкоголизма (снижение производительности труда, аварии и т. п.).

29 января 1929 г. СНК РСФСР принял два постановления: «О мерах ограничения торговли спиртными напитками» (вместо отмененного постановления СНК РСФСР от 4 марта 1927 г. «О мерах ограничения продажи спиртных напитков») и «О мерах осуществления борьбы с алкоголизмом»24. Первым из них были запрещены открытие новых торговых точек по продаже водки и водочных изделий в промышленных городах и рабочих поселках, торговля спиртными напитками в праздничные и предпраздничные дни, дни отдыха и накануне, продажа напитков в рабочих клубах, буфетах всех общественных учреждений, местах народных гуляний, а также несовершеннолетним и пьяным. Запрещалась также реклама алкоголя в общественных местах, вокзалах, на улицах, в печати и т. п.

Совет Народных Комиссаров РСФСР предложил городским и поселковым Советам депутатов трудящихся закрыть все торговые точки по продаже водки, водочных изделий, пива и вина, расположенные в непосредственной близости к военным казармам и биржам труда, а также ограничить время торговли указанными напитками и запретить продажу их во время очередных призывов в Красную Армию. Городским и поселковым Советам депутатов трудящихся указанное постановление предоставляло право закрытия всякого места продажи алкогольных напитков, если это необходимо по культурно-общественным соображениям или ходатайству соответствующих рабочих организаций.

Второе постановление «О мерах осуществления борьбы с алкоголизмом» предлагало Госплану РСФСР при составлении пятилетнего плана предусмотреть сокращение производства и продажи водки и водочных изделий, усиление культурно-просветительных мероприятий по борьбе с алкоголизмом, а также создание сети противоалкогольных диспансеров и иных лечебно-предупредительных учреждений. СНК РСФСР признал необходимым увеличить производство и продажу по пониженным ценам безалкогольных напитков, а также спортивного инвентаря и музыкальных инструментов (простейших), расширить сеть чайных-закусочных и рабочих кафе с культурными развлечениями, принять меры по улучшению работы библиотек, читален, театров.

Эти важнейшие законодательные акты легли в основу дальнейшей профилактической, предупредительной и массово-разъяснительной работы по борьбе с алкоголизмом в нашей стране. Они четко выражали позицию государственных и общественных органов в отношении алкоголя, определяли их задачи в борьбе с этим пережитком прошлого.

Но в претворении в жизнь отдельных требований этих постановлений, в частности по контролю и ограничению производства и продажи спиртных напитков, организации принудительного лечения алкоголиков и некоторых других, иногда допускалась бесконтрольность со стороны руководителей ведомств и местных организаций, призванных следить за их исполнением. Стремясь во что бы то ни стало выполнять и перевыполнять планы товарооборотов, многие предприятия торговли нарушали установленные ограничения.

При попустительстве некоторых местных органов власти создалось такое положение, когда в отдельных местностях благодаря «расторопности» руководителей торговых организаций продажа винно-водочных изделий производилась без ограничений. Это не могло не способствовать частичному оживлению пьянства и ослаблению результативности проводившихся противоалкогольных культурно-просветительных мероприятий.

В то время была недостаточно налажена противоалкогольная лечебно-профилактическая работа на местах. Законодательство о принудительном лечении алкоголиков не всегда строго соблюдалось. Психиатрические диспансеры и стационары принимали на лечение лишь лиц, страдающих наиболее тяжелыми и запущенными формами алкогольного заболевания. Вытрезвители в основном выполняли административные функции по изоляции пьяных от общества. И никаких лечебных средств по их вытрезвлению почти не применяли. Противоалкогольные медицинские учреждения не были еще тесно связаны с административными органами и общественностью.

Целый ряд важных мероприятий по борьбе с пьянством был осуществлен в послевоенные годы, когда наша страна, восстановив разрушенное войной народное хозяйство, приступила к созданию развитого социалистического общества. В 1956 году повсеместно стали вводиться ограничения торговли спиртными напитками, были закрыты многие ларьки и палатки по их реализации. В этот период исполкомы областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся принимали обязательные решения, в которых предусматривались меры борьбы с пьянством в общественных местах и некоторые ограничения торговли спиртными напитками, а также была введена административная ответственность за нарушение этих обязательных решений.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1958 г. «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками»25 отмечались серьезные недостатки в борьбе с этим злом и намечались конкретные меры по устранению многих причин, способствовавших его распространению. В постановлении говорилось, что пьянство мешает успешному решению исторических задач, стоящих перед советским народом. Поэтому создание нетерпимого отношения к пьяницам и пьянству -- одна из важнейших задач партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и всей советской общественности.

Претворяя в жизнь указанное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, местные партийные и советские органы провели значительную работу по усилению борьбы с пьянством. В каждой союзной и автономной республике, в краях и областях были разработаны и утверждены конкретные мероприятия по реализации постановления партии и правительства. Повсеместно были введены строгие ограничения времени торговли спиртными напитками, запрещена их продажа на предприятиях общественного питания (кроме ресторанов), а также лицам, находящимся в состоянии опьянения, и несовершеннолетним, повышены цены на водку и коньяк, продаваемые в ресторанах. Предусматривалось также расширение ассортимента и увеличение выпуска безалкогольных и слабоалкогольных напитков, улучшение лечения больных алкоголизмом, усиление антиалкогольной пропаганды в печати, по радио, телевидению. В борьбе с антиобщественными явлениями, в том числе с пьянством, повысилась роль общественности.

После опубликования постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» благодаря усилиям партийных и советских органов, всей общественности было достигнуто определенное снижение проявлений алкоголизма.

Так, например, в 1959 году по сравнению с 1958 годом предприятиями общественного питания Казахстана было реализовано крепких спиртных напитков на 36,4% меньше, а число лиц, задержанных за пьянство в общественных местах сократилось на 12,2%. В первом и втором кварталах 1959 года по сравнению с соответствующими периодами 1958 года в Алма-Ате продажа населению ликеро-водочных изделий сократилась соответственно на 2,2% и на 3,3%, а число задержанных в пьяном виде лиц -- в первом квартале -- на 11,2%, а во втором --на 19,1%26.

В этот же период во многих республиках были приняты новые законы, специально посвященные мерам борьбы с пьянством и самогоноварением, например закон Верховного Совета Казахской ССР от 22 июля 1959 г. «Об усилении общественных и государственных мер борьбы с пьянством и самогоноварением в Казахской ССР», предусматривающий меры общественной, административной и уголовной ответственности лиц, совершающих действия, которые могут способствовать распространению пьянства. Такими действиями признаны: появление в пьяном виде и пьянство в общественных местах, нарушение ограничений торговли спиртными напитками, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, изготовление и сбыт самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки. Законом предусмотрено также принудительное лечение алкоголиков.

Согласно вновь принятым Уголовным кодексам союзных республик общественно опасными и уголовно наказуемыми деяниями признавались изготовление и сбыт самогона и других крепких спиртных напитков, нарушение ограничений торговли спиртными напитками, вовлечение несовершеннолетних в пьянство и некоторые другие.

Все эти законодательные акты и меры по претворению их в жизнь привели к дальнейшему сокращению проявлений пьянства. В настоящее время алкоголизмом заражено сравнительно небольшое число людей. Однако в условиях, когда построение коммунистического общества стало непосредственной практической задачей советского народа, в нашем обществе вообще не должно быть проявлений пьянства и других пережитков прошлого, несовместимых с коммунистическим бытом и коммунистической нравственностью.

Широкая программа планомерного наступления на пьянство была намечена в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», которое явилось отправным моментом развернутого наступления государственных органов и общественности на пьянство. Оно обязало все партийные и советские органы, общественные организации вести решительную борьбу против пьянства и алкоголизма, разработать систему противоалкогольных мероприятий по развертыванию массово-политической и культурно-воспитательной работы среди трудящихся, повысить эффективность общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем. Постановление составило правовую базу для повсеместного принятия в союзных республиках ряда противоалкогольных нормативных актов, среди которых особое место заняли указы Президиумов Верховных Советов союзных республик 1972 года «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Все союзные и республиканские законодательные акты о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма создали прочную правовую и организационную базу для искоренения этого явления.

3 июля 1972 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР, 20 июля 1972 г. опубликовано аналогичное постановление Совета Министров Казахской ССР. В республике на основе этих нормативных актов разработан целый комплекс экономических, культурно-воспитательных, медицинских и административных мер. В частности, значительно сокращено производство водки и крепких водочных изделий; запрещена продажа водки и других алкогольных напитков крепостью 30% и выше не ранее 11 час. и не позднее 19 час; осуществлены совместно с Министерством здравоохранения республики необходимые мероприятия по выявлению, учету и лечению больных хроническим алкоголизмом и т. д.

Особое внимание в решениях ЦК Коммунистической партии, Совета Министров и Министерства внутренних дел Казахской ССР уделялось совершенствованию политико-воспитательной работы среди молодежи и подростков. ЦК ВЛКСМ и Министерство внутренних дел изучили состояние работы комсомольских организаций по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом среди молодежи и подростков, работающих на крупных стройках в Кустанайской и Тургайской областях; совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних при Совете Министров республики -- состояние воспитательной и профилактической работы среди несовершеннолетних, проводимой государственными и общественными организациями по выполнению постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Названными выше постановлениями была произведена некоторая кодификация действующих нормативных актов: так, например, утверждение Положения о комиссиях по борьбе с пьянством дало возможность создать повсеместно органы для координации деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на борьбу с пьянством, а также для разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и пресечению проявлений пьянства.

При расследовании преступлений, при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел либо дел о других правонарушениях, связанных с пьянством и алкоголизмом, судебно-следственные органы стали чаще выяснять причины и условия, способствующие пьянству и алкоголизму, и принимать меры к их устранению. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 июня 1972 г. «О задачах судов по выполнению постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и указов Президиумов Верховных Советов союзных республик о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» обязал суды при установлении неправильного поведения должностных лиц или отдельных граждан, которые своим примиренческим отношением к пьяницам и алкоголикам способствовали распространению пьянства и совершению правонарушений, путем вынесения частных определений ставить вопрос о применении к таким лицам мер общественного или административного воздействия, а при наличии оснований, предусмотренных законом, -- и о привлечении их к уголовной ответственности.



Примечание

... г.19
См.: Известия ВЦИК, 1924, 4 дек.
... г.20
См.: Известия ВЦИК, 1925, 1 сент.
... алкоголизмом»21
См.: Вопросы наркологии. Сб. 2. М., 1928, с. 95--96.
... лечению22
См. там же.
... г.23
См.: Ларин Ю. Новые законы против алкоголизма и противоалкогольное движение. М., 1929, с. 29--30.
... алкоголизмом»24
См.: Ларин Ю. Указ. работа, с. 25--30.
... напитками»25
Бейсенов Б. С. Алкоголизм как причина преступности. Труды Института философии и права Академии наук Казахской ССР, т. 6, Алма-Ата, 1962.
... 19,1\%26
Бейсенов Б. С. Алкоголизм как причина преступности. Труды Института философии и права Академии наук Казахской ССР, т. 6, Алма-Ата, 1962.


Ivan Ivanov 2008-01-27